Образование |
В МБДОУ «Детский сад № 2 «Россияночка» реализуется следующий уровень общего образования - дошкольное образование (п. 3.1 Устава). Детский сад обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за детьми в возрасте от 3 лет и до прекращения с ними образовательных отношений, но не позже достижения детьми возраста 8 лет. Форма обучения - очная. Срок обучения - 2(3) года Обучение осуществляется по адаптированной образовательной программе МБДОУ "Детский сад №2 "Россияночка" Численность обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджета Смоленской области и местного бюджета - 167 человек. Численность обучающихся, являющихся иностранными гражданами – 0 чел. Образование осуществляется на русском языке. Договоров, заключенных с иностранными и международными организации по вопросам образования и науки не заключалось. ♦ Лицензия на осуществление образовательной деятельности↓ ♦ Календарный учебный график 2021 – 2022↓ ♦ Адаптированная образовательная программа↓ ♦ Изменения к образовательной программе↓ ♦ Методические и иные документы↓ ♦ Программа развития эмоционально-волевой сферы у детей с заиканием↓ ♦ Рабочие программы учителей-логопедов↓ ♦ Рабочая программа педагога-психолога с детьми 4-8 лет с тяжелыми нарушениями речи↓ ♦ Рабочая программа воспитателя 4-5 лет↓ ♦ Рабочая программа воспитателя 5-6 лет↓ ♦ Рабочая программа воспитателя 6-8 лет↓ ♦ Рабочая программа учителя-логопеда 4-5 лет↓ ♦ Рабочая программа учителя-логопеда 5-6 лет↓ ♦ Рабочая программа учителя-логопед 6-7 лет↓ ♦ Аннотация к Рабочей программе воспитателя↓ ♦ Аннотация к Рабочей программе учителя-логопеда↓ ♦ Литература для коррекционно-речевой работы↓ ♦ Программа дополнительного образования "Занимательный квиллинг"↓ ♦ Программа дополнительного образования "Веселая аэробика"↓ ♦ Программа дополнительного образования "Волшебный мир оригами"↓ ♦ Программа дополнительного образования "Волшебная веревочка"↓ Адаптированная образовательная программа МБДОУ «Детский сад № 2 «Россияночка» разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), ООП с учетом особенностей психо-физического развития и возможностей детей; предназначена для специалистов ДОУ, в котором воспитываются дети с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи, заикание) в возрасте от 4 до 7 лет, по основным образовательным областям – социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. Программа обеспечивает разностороннее развитие ребенка и коррекцию речевых расстройств, подготовку его к школьному обучению. Содержание адаптированной образовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии, дошкольной и коррекционной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является всестороннее развитие ребенка; обеспечивает единство коррекционных, воспитательных, развивающих, обучающих целей и задач. Основными приоритетными направлениями в деятельности ДОУ являются: • коррекционное; • речевое; • социально-коммуникативное; • познавательное; • художественно-эстетическое, • физическое развитие. Целью данной программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в ДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи, заиканием) в возрасте с 4 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов ДОУ и родителей дошкольников. Планирование работы во всех пяти образовательных областях учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития. Эти цели реализуются в процессе различных видов деятельности, таких как: • игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка, с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей; • образовательной деятельности с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, осуществляемой в ходе режимных моментов; • самостоятельной деятельности детей; • во взаимодействии с семьями детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Для достижения целей программы первостепенное значение имеют задачи: 1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); 3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования); 4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; 5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; 6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; 7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; 8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; 9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей При составлении программы учитываются принципы: 1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду; 2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ) и детей; 3) уважение личности ребенка; 4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. В основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью. Особенностью программы является коррекционная направленность организации жизнедеятельности детей в ДОУ, всего воспитательно-образовательного процесса. Основная часть программы обеспечивает условия, способствующие достижения необходимого и достаточного уровня развития ребенка для успешного обучения в школе посредством профессиональной коррекции нарушений речевого развития. Часть программы, формируемая участниками образовательного процесса, отражает приоритетное направление деятельности ДОУ по обеспечению равных возможностей для обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных учреждениях. В программе раскрываются основные задачи психолого-педагогической работы по реализации каждой образовательной области. Решение задач психолого-педагогической работы по развитию личностной сферы (личностных качеств) детей является приоритетным и осуществляется параллельно с решением основных задач, отражающих специфику областей Программы. Возрастная адекватность — один из главных критериев выбора форм образовательной работы и видов детской деятельности, ведущей из которых является игра. Ценность игры (сюжетно-ролевой, режиссерской, драматизации, с правилами и др.) как свободной самостоятельной деятельности детей определяется ее значением для развития дошкольника. В игре может быть реализована большая часть содержания всех образовательных областей. Самостоятельными, самоценными и универсальными видами детской деятельности являются восприятие художественной литературы, общение, продуктивная, музыкально-художественная, познавательно-исследовательская деятельности, труд. Адекватными возрасту формами работы с детьми являются экспериментирование, проектирование, коллекционирование, беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций и др. Основной формой коррекционной работы являются занятия (индивидуальные, подгрупповые и групповые). Содержание Программы в полном объеме может быть реализовано в совместной деятельности педагогов и детей, а также через организацию самостоятельной деятельности детей. Для самостоятельной деятельности детей создается соответствующая предметно-развивающая среда, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Основные задачи содержания дошкольного образования каждой образовательной области решаются и в ходе реализации других областей Программы. Коррекционная деятельность направлена на устранение речевых и двигательных нарушений у дошкольников. Психолого-педагогическая деятельность направлена на формирование культуры здоровья воспитанников и включает в себя формирование культурно-гигиенических навыков и первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека. Профилактическая деятельность включает в себя систему мероприятий и мер (гигиенических, социальных, медицинских, психолого-педагогических, коррекционных), направленных на охрану здоровья и предупреждение возникновения его нарушений, обеспечение нормального роста и развития, сохранение умственной и физической работоспособности детей. Оздоровительная деятельность предполагает проведение системы мероприятий и мер (медицинских, психолого-педагогических, гигиенических и др.), направленных на сохранение и (или) укрепление здоровья детей. Воспитанники ДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи имеют свои особенности развития. Для них характерны различные уровни речевого недоразвития, а также заикание. Неполноценность речевой деятельности дошкольников накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Часто для детей с речевыми нарушениями характерен низкий уровень развития основных свойств внимания (недостаточная устойчивость, ограниченные возможности распределения), памяти (снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания), ограниченные возможности развития познавательной деятельности (ригидность мышления). Характерно отставание в развитии двигательной сферы, которое выражается в виде плохой координации движений, трудностях воспроизведения точно дозируемых движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Отмечаются особенности в формировании мелкой моторики рук (недостаточная координация пальцев рук, точность движений и т.д.). Нарушается коммуникативная функция речи. Речевые нарушения в большинстве случаев влияют на формирование личности, часто влекут за собой непродуктивные формы поведения. Планируемые результаты освоения программы. Целевые ориентиры Главной идеей Программы является реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с тяжелыми нарушениями речи. Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров. В соответствии с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной программы. Целевые ориентиры даются для детей старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования). К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с данной программой относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка: Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности. Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире. Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности. Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятие и партнеров по совместной деятельности. Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности. Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты. Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности. Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям. У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими. Эффективность коррекционно-образовательного процесса напрямую зависит от создания в ДОУ единого коррекционно-образовательного пространства, которое обеспечивается слаженным взаимодействием и преемственностью в работе всех сотрудников, семьи, единством требований, предъявляемых воспитанникам. Ключевые позиции организации коррекционно-речевой работы принадлежат учителям-логопедам. Они оказывают диагностическую, коррекционно-профилактическую помощь детям, обеспечивают преемственную взаимосвязь и систематичность деятельности всех участников образовательного процесса. Педагоги, помимо общих, решают коррекционные задачи, охватывающие речевые процессы, сенсорную, моторную, интеллектуальную сферы детей. Они обеспечивают условия для физического, эмоционально-психического благополучия воспитанников. Воспитатель закрепляет приобретенные знания, отрабатывает умения и навыки, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей, помогает ребенку адаптироваться к коллективу. Музыкальный руководитель формирует движения под музыку, развивает музыкальный слух и певческие навыки, работает над развитием голоса, фонематического слуха, участвует в работе по закреплению звукопроизношения, развитию темпа, ритма, плавности речи, осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребенка музыко-терапевтических произведений, средствами музыки стимулирует познавательные процессы, готовит праздничные утренники и организует досуг. Инструктор по физкультуре способствует оздоровлению и закаливанию детского организма, совершенствует координацию основных видов движений, развивает общую и мелкую моторику, формирует положительные личностные качества. Педагог дополнительного образования по изодеятельности осуществляет художественно-эстетическое развитие детей, одновременно решая коррекционные задачи. Педагог-психолог проводит тренинги по нормализации поведения, эмоционально-волевой сферы, способствует созданию благоприятного микроклимата в детском коллективе, корригирует нарушенные функции, способствует развитию потенциальных способностей. Социальный педагог защищает права и интересы ребенка, обеспечивает социально-педагогическую поддержку и помощь семье в развитии и воспитании ребенка с нарушением речи. Педагог дополнительного образования по логоритмике осуществляет коррекцию и развитие речевых и неречевых функций, решая оздоровительные, образовательные, воспитательные и коррекционные задачи. В задачу педагогов детского сада для детей с нарушениями речи входит обязательное выполнение требований основной программы воспитания и обучения, а также решения коррекционных задач в соответствии с программой логопедической работы, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом педагог направляет свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии, на обогащение представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в конечном итоге влияет на эффективное овладение речью. В задачу педагогов входит также создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные возможности, снятие отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью, формирование интереса к занятиям. Родители, как участники коррекционно-образовательного процесса, ответственны за создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей, за проведение целенаправленной и систематической работы по развитию и коррекции недостатков. Формы взаимодействия с семьей могут быть различными:
Индивидуальные: Беседы Консультации Практикумы Посещение занятий
Коллективные: Родительские собрания Круглые столы Занятия-тренинги Совместные праздники и развлечения Дни открытых дверей Школы и клубы для родителей Деловые игры Семинары-практикумы Совместные занятия для родителей и детей
Наглядно - информационные: Стенды Папки-передвижки Тематические выставки Выставки детских работ Памятки Рекламные буклеты, плакаты и др. |